• /
  • /

Использование программ «1С:Предприятие 8» в банках: расчет зарплаты в банках, учет ВХО и другие участки

Андрей Левин, генеральный директор «Antegra consulting»
На данный момент программы фирмы 1С – самые популярные на постсоветском пространстве в области автоматизации учета в различных компаниях. Есть отраслевые решения, «заточенные» под специфику той или иной деятельности, есть программы для индивидуальных предпринимателей, для упрощенной системы налогообложения, системы для ведения бухгалтерского учета на бюджетном плане счетов и хозрасчетном плане счетов. Но если открыть прайс-лист программных продуктов делового назначения, продаваемых фирмой «1С», мы не сможем найти в нем решения для банков. Тем не менее, продукция 1С для банков также может использоваться, и многие банки различных масштабов работают с программами на платформе «1С:Предприятие». С помощью программ семейства «1С» в банках можно автоматизировать различные участки учета.

Автоматизация расчета заработной платы и управления персоналом в банке

Самый распространённый участок учета в банках, который автоматизирован на 1С – это расчет заработной платы. Для этого используется программа, разработанная для хозрасчетных компаний: «1С:Зарплата и Управление персоналом 8». Данной программой пользуются как небольшие моноофисные банки, так и лидеры отрасли, поскольку система отлично справляется с расчетом десятков тысяч сотрудников в многофилиальной компании. При необходимости небольшие банки могут использовать данное решение без адаптации под банковскую специфику: система формирует проводки по начислению зарплаты и взносов по хозрасчетному плану счетов, но бухгалтер может руками перенести данные проводки в АБС, подставив соответствующие счета из плана счетов кредитных организаций. Объем проводок небольшой, поэтому данная задача не будет занимать много времени.
Если же межрасчетных операций много, и по зарплате формируется порядка 100 и более проводок, то в данном случае целесообразно адаптировать систему под себя или найти среди партнеров 1С решение, которое учитывает специфику расчета заработной платы и формирования проводок по зарплате в банках. Именно для подобных банков у нас есть решение «Антегра: Зарплата и управление персоналом кредитных учреждений», разработанное с учетом специфики ведения учета в банках.
Преимущества расчета заработной платы на 1С в том, что:
  1. Много бухгалтеров умеет работать с данной системой.
  2. Много специалистов и программистов 1С, которые смогут проконсультировать и настроить систему.
  3. Фирма «1С» своевременно предоставляет обновления, учитывающие изменения в законодательстве.

Внутрихозяйственные операции

Как ни странно, для решения задачи учета внутрихозяйственных операций может подойти конфигурация «1С:Бухгалтерия 8», разработанная для хозрасчетных компаний. Данная конфигурация полностью подходит без доработок кредитным организациям, если объем операций небольшой, и в АБС необходимо переносить только сводные проводки. В таком случае программа «1С:Бухгалтерия» используется для ведения аналитики и расчетов. Например, расчет амортизации основных средств и нематериальных активов проводится в 1С, по оборотно-сальдовой ведомости затратных счетов (20,25,26) получаем информацию, какие суммы амортизации на какие подразделения легли, далее уже руками формируем сводные операции в АБС. Аналогично с материалами (ТМЦ), расходами будущих периодов, услугами сторонних организаций.
При больших объемах ручной перенос проводок чреват ошибками. В этом случае необходимо адаптировать систему под банковский план счетов или найти среди партнеров 1С уже готовые решения, реализованные на «1С:Бухгалтерия 8» и учитывающие банковскую специфику. В таких решениях все проводки формируются с использованием 20-ти значных счетов. Для анализа можно использовать различные отчеты системы. Также данные системы интегрируются с любыми АБС за счет выгрузки во внешний файл проводок. Например, мы можем предложить собственное решение «Антегра: Бухгалтерия кредитной организации. Учет внутрихозяйственных операций», в котором реализованы все вышеперечисленные функции.

Документооборот

Межотраслевое решение «1С:Документооборот» может использоваться в любой компании, включая банки. Данная программа обеспечивает автоматизацию полного цикла обработки официальных и внутренних документов организации с поддержкой как электронного, так и бумажного документооборота. С помощью системы «1С:Документооборот» можно проводить согласование, утверждение, разработку различных документов (платежей, договоров, актов и т.д.). Кроме того, часть функционала вынесена на мобильные приложения, которые могут работать автономно.

Лизинговые операции

У 1С есть отраслевые решения, предназначенные для автоматизации учета в лизинговых компаниях. Данные решения созданы для хозрасчетных компаний, но они также могут использоваться в банках и, при необходимости, быть адаптированными под банковский план счетов.

МСФО

Для решения трансляции бухгалтерской отчетности в отчетность по МСФО можно использовать систему «1С:Консолидация». Эта программа была разработана без какой-либо отраслевой специфики и, по сути, представляет собой универсальную, очень гибкую систему, которую может настроить под себя любая компания.
В программе «1С:Консолидация» пользователь может создать необходимые отчеты, настроить связь между ними, а также настроить загрузку данных из других систем. Таким образом, создав все необходимые формы отчетности, определив правила трансляции данных, в «1С:Консолидация» загружаются операции или отчетная информация из АБС, которая далее транслируется в отчетность по МСФО.
Мы также можем предложить Вам наше собственное решение «Антегра: МСФО», позволяющее вести параллельный учет по второму плану счетов (МСФО, GAAP, произвольные управленческие счета).

CRM

Для управления клиентской базой, контактами с клиентами, управления различными маркетинговыми акциями банки могут воспользоваться решением «1С:CRM». Данное решение поможет менеджерам организовать свое время, хранить все контакты и историю общения с клиентами, получать своевременные оповещения о каких-либо событиях. Система интегрируема с некоторыми корпоративными системами для двустороннего обмена контактами, событиями календаря, задачами, электронной почтой.

Прочие участки

За счет гибкости в настройке на платформе «1С:Предприятие» существует много различных решений. С их помощью можно автоматизировать такие сервисные службы, как управление автотранспортом, столовая и управление закупками (тендерами); также существуют решения для учета банковских ячеек и учета ценных бумаг и т.д.